Scrum – эффективный метод проектного управления в условиях турбулентной среды

Все чаще руководители проектов обращаются к методологиям проектного менеджмента из группы Agile. Agile — гибкий подход к управлению проектами, включающий разные методологии — Scrum, Канбан, ХР, Lean и другие. Данные управленческие инструменты оптимальны для проектов, бюджет и срок реализации которых четко не определены.

Принципы и основные идеи собраны в Agile-манифесте, датированном 2001-годом. Первоначально методологии группы Agile предназначались для проектов разработки программного обеспечения. Однако сегодня методологии Agile, в частности Scrum, получили распространение во многих сферах деловой активности. Многие крупные международные компании внедряют методологию Scrum или пользуются отдельными ее инструментами при проектировании новых продуктов и услуг: Microsoft, Tesla, Twitter, Google, John Deere, Boeing, BBC, Time Warner  и ряд других компаний.

 

Что такое Scrum?

 

Scrum (cхватка) — метод командной игры в американском футболе. Scrum в бизнесе – правила работы проектной команды, набор базовых элементов и правил, своего рода каркас, на котором строится работа и коммуникации проектной команды. Методология описана в трудах многих признанных экспертов менеджмента. Scrum в том виде, в котором компании применяют его сегодня, описали американские ученые – практики, долгое время успешно реализовывающие методику в реальных проектах.

Кен Швабер и Джефф Сазерленд сформировали, и регулярно обновляют свод правил по применению методологии Scrum – «Руководство по скраму». С оригиналом документа можно ознакомиться на сайте http://www.scrumguides.org. Подробно, с большим количеством примеров, методика описана Джеффом Сазерлендом в книге «Scrum. Революционный метод управления проектами». Далее в статье мы постараемся кратко описать ключевые аспекты применения методологии Scrum.

 

Что такое Scrum-команда?

 

Scrum-команда состоит из нескольких ключевых ролей, для которых строго определены обязанности и ответственность. Любая Scrum-команда должна включать следующие роли:

Владелец продукта  — человек, который понимает, как продукт должен выглядеть. Представляет интересы заказчика, работает с командой, расставляет приоритеты задач. Обязанности: описывает элементы продукта, управляет приоритетностью задач, обеспечивает ясност задач для команды. Ставит задачи команде, но не исполнителям.

Scrum‐мастер — «служащий лидер», связующее звено между менеджментом и командой. Обязанности: ведет встречи, устраняет препятствия, делает проблемы видимыми, отвечает за соблюдение правил, помогает максимизировать эффективность команды.

Команда является самоорганизующейся и самоуправляемой. Команда берет на себя обязательства по выполнению объема работ перед Владельцем продукта. Размер команды ограничивается группой людей, способных эффективно взаимодействовать лицом к лицу. Оптимальная численность команды составляет 7 плюс-минус 2 человека.

 

Каков алгоритм работы?

 

Алгоритм работы Scrum построен на ряде событий и артефактов. Для того, чтобы Scrum начал работать, его необходимо внедрять комплексно и учитывать последовательность и периодичность реализации событий, а также правильно спроектировать артефакты с учетом специфики проекта, который вы реализуете. Мы попытались схематично и просто пояснить механику работы Scrum:

Бэклог  продукта – это список требований клиента, которые необходимо реализовать в рамках проекта. Задачи должны быть упорядочены, отсортированы по приоритетности и сложности. Бэклог  продукта — это единственный источник требований к продукту, которым руководствуются участники проекта. Ответственность за Бэклог продукта, включая его содержание, доступность и упорядочивание элементов, несет Владелец продукта.

Бэклог спринта – элементы бэклога продукта, выбранные для исполнения в текущем cпринте. Задачи распределяются членами проектной группы по времени и исполнителям исходя из их приоритетности и сложности. Основное правило – если команда договорилась об определенном количестве заданий, которые нужно выполнить за один спринт, то добавлять новые уже нельзя. Бэклог спринта принадлежит исключительно команде и служит наглядным представлением реального объема работ, который планирует выполнить команда в течение спринта.

Спринт — ядро Scrum. Спринт – это временной период, в течение которого команда создает готовую к использованию часть продукта. Длительность спринта составляет от одной до четырех недель. Цель спринта – это установленный ориентир, который достигается посредством выполнения части бэклога продукта.

Ежедневный Scrum — «Stand up» совещание длительностью не более 15 минут, направленное на создание и синхронизацию плана работ на ближайшие 24 часа. Участники отвечают на 3 вопроса:

 

1. Какие задачи выполнены командой с момента прошлой встречи для достижения цели спринта?

2.  Какие задачи необходимо выполнить сегодня, чтобы  помочь команде достигнуть цели спринта?

3. Какие препятствия и проблемы замедляют достижение проектной командой цели спринта?

 

Обзор и ретроспектива спринта. Обзор спринта — встреча, на которой команда рассказывает, что сделано за спринт и демонстрирует готовые части продукта. Ретроспектива спринта ‐ это оценка эффективности работы команды, создание плана улучшений для следующего спринта. Участники отвечают на 3 вопроса:

 

1. Какое улучшение команда может внедрить в процесс немедленно?

2. Что прошло хорошо во время реализации последнего спринта?

3. Что можно сделать лучше при реализации следующего спринта?

 

Инструменты Scrum

 

Scrum-доска делится на три колонки: «Необходимо выполнить», «В процессе выполнения» и «Выполнено». Используются бумажные карточки, на которых пишутся задачи. Все карточки помещаются в колонку «Необходимо выполнить» согласно приоритетам. Каждый день, когда кто-то говорит «я начал работать над…» карточка с задачей перемещается в колонку «В процессе». На следующем Daily Scrum, каждый, кто говорит «я закончил работу над…» перемещает соответствующую карточку в колонку «Выполнено».

За правильностью использования доски следит Scrum-мастер. В его обязанности входит разрешение споров при перемещении карточек, когда у членов команды расходятся мнения о степени и качестве выполнения задачи из беклога спринта. Scrum-мастер следит, за тем, чтобы доска регулярно обновлялась исходя их выполненных задач.

Диаграмма сгорания задач — диаграмма, показывающая количество сделанной и оставшейся работы. Обновляется ежедневно с тем, чтобы в простой форме показать подвижки в работе над спринтом. График должен быть общедоступен.

Рoker planning. Ведущий  встречи команды зачитывает элемент беклога спринта, присутствующие выбирают оценку из колоды специальных Scrum-карт, выражая свое мнение по поводу сложности задачи.  Колода содержит следующую последовательность: 0, ½, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100 и иногда знак вопроса «?», означающий неуверенность, и чашку кофе, означающую требование перерыва. Некоторыми организациями используются обычные игровые карты, включающие  2, 3, 5, 8. Если оценки различаются, присутствующие обсуждают задачу регламентированное количество времени, дают оценки снова. В любой момент любой из присутствующих может попросить о перерыве.

 

 

Быть или не быть?

 

Методология Scrum является эффективным способом управления проектами в тех случаях, когда среда деятельности нестабильна, меняется бюджет, требования к результатам работы, инструменты, масштабы. Наиболее полезной и действенной методология является при производстве нового, нетипичного продукта – проектирование и строительство сооружений, создание программного обеспечения, подготовка и реализация мероприятий, маркетинговые кампании и многое другое. При правильном применении методики и четком следовании ключевым принципам, команды способны многократно увеличить эффективность работы, что подтверждается рядом живых примеров.

Однако, зачастую собственники бизнеса относятся к внедрению Scrum недостаточно серьезно и недостаточно комплексно. Также многим предпринимателям и работникам компании не до конца понятны некоторые принципы работы Scrum и они считают их ненужными, в результате методология не соблюдается и не дает ожидаемого эффекта.

Поэтому, если вы приняли решение внедрить Scrum, отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью и предельным вниманием к мелочам, качественно ознакомьтесь с  литературой, обучите работников и донесите до них важность изменений. Мы надеемся, что  помогли вам разобраться в основах методологии Scrum, будем рады ответить на возникшие вопросы и предоставить более подробную информацию и рекомендации по применению гибкой методологии управления проектами в вашей компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: